IP телефония: что это и как работает
IP-телефония – это телефонная связь по каналам Интернета, а не по привычным телефонным сетям. Данный вид телефонии стал возможен, как только паутина Интернета стала сравнима и даже больше, чем паутина телефонных линий, которые опутали Землю намного раньше Интернета.
Содержание:
1. Основные принципы, как работает IP-телефония
2. Подключение и настройка IP-телефонии
3. История появления IP-телефонии
4. К современным достижениям IP-телефонии
5. Преимущества IP-телефонии
6. О стоимости IP-телефонии
7. Конкуренты IP-телефонии: Скайп и мобильные операторы
Отличие IP-телефонии от аналоговой заключается в отсутствии традиционного кабеля и телефонного аппарата. Правда, существуют варианты IP-телефонии, внешне не отличимые от обычной телефонной связи, с привычными аппаратами и проводами. Связь осуществляется через устройства, имеющие прямой выход в сеть Интернет. Это могут быть не только компьютеры, но и планшеты или мобильные устройства. Также необходима аудио-гарнитура, если компьютер не имеет динамиков и микрофона.
Главное достоинство — минимальная стоимость эксплуатации, стоимость оплаты разговоров, в сравнении с аналоговой телефонией или сотовой связью.
Особенно популярна данная телефония в офисах, открывая возможности существенной экономии денежных средств. Ведь офисные работники только и делают, что звонят клиентам компании, контрагентам и по остальным поводам.
Важно то обстоятельство, что расходы на связь сокращаются вне зависимости от того, с каким регионом страны или иного государства осуществляется связь, ведь для Интернета, в отличие от обычной телефонной связи, нет государственных и национальных границ. Простота конфигурации и достаточный уровень безопасности дает возможность IP-телефонии достойно конкурировать с аналоговой телефонией, постепенно вытесняя ее при корпоративных нуждах.
На бытовом же уровне IP-телефония в свое время была довольно широко распространена в форме карточек для междугородней и международной связи.
Купив такую карточку за относительно небольшие деньги, с домашнего обычного телефона открывался доступ к серверам компании, предоставляющей доступ к IP-телефонии. На карточке публиковались номера для дозвона на серверы, и далее по обычным правилам набора междугороднего или международного номера можно было позвонить другому абоненту, но уже по каналам Интернета, а не по телефонной линии. А телефонная линия использовалась в этом случае по самому дешевому тарифу: на участке между телефонами говорящих абонентов и расположенных в этих же городах и странах серверов для обеспечения IP-телефонии.
Основные принципы, как работает IP-телефония
При выполнении звонка поступающий от абонента голосовой сигнал сжимается и преобразовывается в пакет данных, пересылаемых посредством IP-сетей. Попадая на адрес получателя, передаваемая информация декодируется обратно, приобретая формат привычного голосового сигнала. Все это происходит за считанные доли секунды, благодаря чему информация передается в режиме реального времени без потери качества трансляции.
Способствуют подобному положительному результату протоколы, выступающие в качестве своеобразного шифрованного языка, объединяющего абонентов и позволяющего передавать друг другу данные. IP-телефония реализуется на базе нескольких наиболее популярных типов протоколов.
Подключение и настройка IP-телефонии
Для использования технологии требуются доступ к Интернету и соответствующее для этого оборудование: роутеры, маршрутизаторы, серверы и т.п.
Программное подключение к IP-телефонии заключается в установке на компьютер, ноутбук или гаджет соответствующего приложения, поддерживающего связь по протоколу, обеспечивающему работу IP-телефонии.
Программное обеспечение в большей своей части бесплатное. Для пользования им необходим аккаунт в приложении, в который вносятся требующиеся для работы данные. Комплекс базовых функций устанавливается по умолчанию, возможно их расширение, внесение корректив в настройки.
История появления IP-телефонии
Передача голосовой информации долгое время осуществлялась традиционным способом с использованием только телефонных сетей, но в конце 80-х годов возникла мысль использовать для этого всемирную сеть.
Аудио и видеофайлы, текстовые сообщения стало возможным передавать через Интернет посредством ISDN. Но данная программа не нашла отклика, так как работала очень медленно и вплоть до 1995 года инновационных разработок в данном направлении не проводилось.
Затем появился первый образец интернет-телефонии от израильской компании «VocalTec». Но работал он односторонне, по принципу раций, требуя идентичного программного обеспечения у пользователей, между которым осуществлялась связь. Также в то время довольно часто данные терялись в ходе передачи в основном из-за низкой скорости Интернета того времени.
К современным достижениям IP-телефонии
Вплоть до 1996 года IP-телефония развивалась по принципу передачи информации от компьютера к компьютеру с использованием программ-коммуникаторов. Но в 1997 году произошла интеграция телефонных сетей с так называемыми «пакетными» сетями, фактически с сетями Интернета, что стало возможным благодаря принятию стандартного протокола передачи данных Н323.
На основе указанного протокола начали работать первые телефоны, оснащенные специальным разъемом для подключения к сети передачи данных и требовавшие не только наличие телефонной розетки, но и отдельного порта. При перегрузке коммутатора требовалось время на его перестройку, что надолго привело к потере интереса к данному направлению.
Изменения произошли в 2002 году, когда с развитием популярности нового протокола SIP, появившегося еще в 1999-м, пакетная телефония начала активно внедрятся. Еще через 3 года при помощи нового маршрутизатора VoIP стала возможной работа телефонии вообще без включения компьютера.
С этого момента популярность IP-телефонии постоянно растет. Для рядовых пользователей не имеет принципиального значения то, какие протоколы используются и как они работают. Им куда важнее чистота связи, дополнительные возможности и низкие тарифы.
Преимущества IP-телефонии
Главное из них — возможность экономии расходов на связь, что особенно актуально при использовании междугородних и международных звонков. Также в качестве достоинств следует отметить:
- Доступность и мобильность,
так как номера в IP-телефонии не привязаны к конкретному месту, к конкретному кабелю, к конкретному разъему.
К подобному по сути виртуальному номеру можно получить доступ вне зависимости от географии места расположения, нужен лишь скоростной доступ к Интернету. Получается некий аналог мобильной связи, только вместо доступа к мобильным сетям требуется доступ к Интернету.
- Высокий потенциал,
так как формирование новых IP-сетей осуществляется в зависимости от потребностей пользователей и возможно оперативное расширение конфигураций с внедрением новых сервисов.
- Конфиденциальность и безопасность.
Благодаря шифрованным каналам связи доступ к информации третьим лицам закрыт, в отличие от старых привычных телефонных сетей, к которым может подключиться кто угодно в любом месте, где проходит кабель.
- Широкие возможности,
не ограниченные передачей голосовых данных. С использованием IP-телефонии можно организовывать аудио-конференции, пересылать информацию в текстовом варианте и иных форматах.
Использование IP-телефонии – оптимальное решение для офисов, предприятий и организаций именно благодаря последнему пункту о возможностях.
- Функции многоканального номера,
- переадресация входящих звонков,
- голосовая почта,
- виртуальный факс и
- услуга внесения в «черный список»
позволяют получить максимум от связи, не прилагая никаких усилий.
Большинство услуг IP-телефонии включены в базовый пакет и используются после оплаты услуг провайдера для такой связи. Возможно увеличение количества номеров сверх первоначального тарифного плана, но в этом случае потребуются дополнительные расходы.
О стоимости IP-телефонии
При использовании VOIP-телефонии можно наглядно убедиться в разительной разнице цен в сравнении с аналоговой связью. Внутри сети звонки не тарифицируются, то есть абоненты, пользующиеся услугами одного провайдера IP-телефонии, общаются посредством программных или аппаратных VOIP-телефонов, экономя денежные средства.
Так как трафик в Интернете не имеет географической привязки, то расстояние между регионом отправки и регионом получения информации также не играет роли, в отличие от привычной телефонной связи, работающей по принципу «чем дальше, тем дороже». Дополнительная плата за отправку трафика по какому-либо направлению не взимается.
При звонках на мобильные или стационарные телефоны за рубеж или в другие регионы стоимость расходов также на порядок ниже, чем в аналоговой сети. Нет и платы за абонентскую линию, но правда, вместо этого нужно оплачивать пользование Интернетом по тарифам Интернет-провайдера.
Стоимость звонков на мобильные и стационарные телефоны зависит от выбранного направления и начинается от нескольких десятков копеек в минуту. Конкретная цифра связана со стоимостью услуг провайдера, поддерживающего IP-телефонию. Компания, занимающаяся настройкой и подключением такой связи, поможет подобрать оптимальный пакет исходя из потребностей заказчика. Возможна комбинация услуг от нескольких провайдеров, что гарантированно приведет к уменьшению счетов по оплате услуг связи.
Конкурент IP-телефонии: Скайп
С IP-телефонией вполне успешно конкурируют приложения для поддержания телефонной и видео связи, например, хорошо известный Скайп. Подобные приложения для компьютеров и мобильных устройств позволяют осуществлять голосовую и видео связь между абонентами также по каналам Интернета, и тоже имеют привлекательные тарифы.
Кстати, многие функции подобных приложений вообще бесплатные. Пользователям нужно лишь оплачивать Интернет трафик, не более. Например, звонки по Скайпу между двумя абонентами, у которых на компьютерах установлено приложение Скайп, – бесплатные.
И даже групповые аудио и видео конференции по Скайпу между несколькими абонентами Скайпа могут быть бесплатные. Также возможна передача визуальной информации путем «расшаривания» (организации коллективного просмотра) одного из экранов компьютера, подключенного к конференции Скайп.
Конкуренты IP-телефонии: мобильные операторы
Помимо этого мобильные операторы не стоят на месте. Они предлагают своим корпоративным клиентам так называемую виртуальную телефонию. Ее суть в том, что каждому сотруднику корпорации (фирмы) присваивается короткий номер (3-4- цифры), как будто это номер внутреннего телефона сотрудника. И все сотрудники одной фирмы могут звонить друг другу по этим коротким номерам, но пользуясь при этом мобильными телефонами, либо специальными телефонными аппаратами, подключенными непосредственно к серверам компании, обеспечивающим доступ в Интернет.
Особенность мобильной виртуальной телефонии состоит в том, что в ней отсутствует привязка сотрудника к рабочему месту, к конкретному городу и даже к конкретной стране. Присвоенный сотруднику компании короткий номер «путешествует» с ним везде, вместе с гаджетом и СИМ-картой. В итоге получается сравнимый по ценам аналог IP-телефонии, не требующий от пользователей (и от компаний) вообще ничего, кроме мобильных телефонов (смартфонов, айфонов) и СИМ-карт мобильного оператора.
Итоги
В общем, прогресс не стоит на месте, а конкуренция подстегивает производителей находить все новые и новые удобные способы голосовой и видео связи между сотрудниками корпораций и между обычными людьми.
Да и «старенькие» телефонные компании не стоят на месте, развивая свои сети и переводя их «на цифру» в поисках конкурентоспособных решений, которые будут им позволять успешно «соревноваться» с IP-телефонией.
Ну, а для нас, простых пользователей, для обычных неискушенных абонентов телефонных сетей, по идее, подобная конкуренция должна приводить к появлению нескольких вариантов для выбора, и в конечном итоге к снижению стоимости услуг голосовой и видео связи. В общем, неплохо получается.